Д.О.Г.
Статья для читателей 18+
Речь пойдёт не про собачек, а про диабет (СД 2 т.), ожирение и гипогонадизм (дефицит тестостерона) у стареющих мужчин.
Согласно современным исследованиям, при отсутствии ожирения, неблагоприятного образа жизни, использования «вредных» лекарств и наркотиков, концентрация тестостерона в сыворотке крови у большинства мужчин снижается лишь на минимальную величину, по крайней мере, до очень преклонного возраста.
Фото 1 — исследования
Ожирение неоднородно по своему фенотипу.
Однако накопление избытка висцеральной жировой ткани связано с резистентностью к инсулину (СД 2 т.), дислипидемией, воспалением, резистентностью гипоталамуса (высшего эндокринного органа) к лептину (гормону жировой ткани) и его глиозом (патологической «перестройкой») — всё это лежит в основе т.н. функционального гипогонадизма.
Индекс массы тела (ИМТ) обычно используется в качестве показателя ожирения, но не даёт информации о распределении жира в организме из-за вариабельности мышечной массы, в среднем уменьшающейся после 60 лет (саркопения).
Накопление висцеральной жировой ткани легче оценить по окружности живота, которая должна быть < 94 см (а может < 91см).
Этот вредный жира и снижает тестостерон.
Более того, ожирение причинно связано с депрессией, некоторые подтипы которой опять могут уменьшать тестостерон.
Независимо от веса, повышенная работоспособность сердечно-сосудистой системы и высокий уровень физической активности положительно связаны с более высокими концентрациями тестостерона в крови.
Тестостерон снижается после приёма поли- или мононенасыщенных жирных кислот, но повышается после употребления яичного альбумина, мяса птицы и рыбы, остается неизменным после приёма углеводов.
В экспериментальных исследованиях доказано, что ожирение, вызванное диетой с высоким содержанием жиров, связано со снижением выработки тестостерона клетками Лейдига в яичках.
Низкий уровень сывороточного тестостерона, обусловленный ожирением, является независимым фактором риска развития СД 2 т., возрастающего с тяжестью ожирения и количеством компонентов метаболического синдрома.
С другой стороны, риск СД 2 т. Снижался при содержании общего тестостерона крови ≥ 16 нмоль/л (= 4,614 нг/мл), но до 21 нмоль/л (= 6,052 нг/мл).
Умеренная потеря веса (<10%), вызванная диетой, предотвращает прогрессирование предиабета до СД 2 т. и повышает концентрацию тестостерона в крови.
Влияние бариатрической хирургии на уровень сывороточного тестостерона существенно.
Такие операции, приводящие к снижению массы тела на 32%, были связаны с повышением уровня тестостерона в сыворотке на 8,73 нмоль/л (= 251,6 нг/дл) и улучшением сексуальной функции.У мужчин с СД 2 т. потеря веса, вызванная агонистами рецептора глюкагона-1 (GLP-1 RA) — лираглутидом, эксенатидом, была сопряжена с повышением сывороточного тестостерона, но только у пациентов с его более низкими исходными концентрациями.
У мужчин с функциональным гипогонадизмом, связанным с ожирением, при лечении в/м тестостероном через 2 года наблюдалось уменьшение распространенности СД 2 т. на 40%, снижение толерантности к глюкозе и уровня последней натощак.
Отмечены благоприятные изменениями в составе тела (общей массы и массы висцерального жира, массы скелетных мышц), мышечной силе и сексуальной функции.
P.S. Недавнее 12-недельное исследование показало, что в течение нескольких недель физические упражнения, но не тестостерон, оказывали положительное влияние на функцию сосудов и здоровье.
Автор статьи врач-уролог медицинской клиники «Центр Здоровья» — Гришков А. Е.