Неалкогольная жировая болезнь печени (НАЖБП)
является наиболее распространенной формой заболевания печени в мире, причём мужчины болеют в 2-3,5 раза чаще и тяжелее.
Основная гистологическая характеристика НАЖБП — накопление липидов (в т. ч. и токсичных) в печени, вследствие нарушения их обмена, что приводит к воспалению, повреждению клеток (гепатоцитов) и фиброзу («рубцеванию»).
Ожирение и метаболический синдром приводят к развитию НАЖБП и могут сопровождаться эндокринными/гормональными нарушениями.
Печень — это основной метаболический орган с т. н. «половым диморфизмом», который связан не только с поведенческими, но и физиологическими различиями между мужчинами и женщинами.
Обычно половой диморфизм при НАЖБП отражается в синдроме поликистозных яичников (СПКЯ) у женщин (андрогены повышаются) и гипогонадизме (дефиците андрогенов) у мужчин.
Cтеатоз и стеатогепатит
Метаболизм липидов при НАЖБП нарушен: уменьшается окисление жирных кислот, возникает дисфункция митохондрий → жиры/триглицериды в гепатоцитах накапливаются, развивается стеатоз и стеатогепатит.
Эстрогены (главным образом, эстрадиол) оказывают решающее метаболическое действие как у женщин, так и у мужчин.
Эстрогены снижают накопление триглицеридов в печени, стимулируют липолиз и улучшают окисление жирных кислот в митохондриях.
Менопауза, дефицит эстрогенов повышают риск развития и прогрессирования НАЖБП.
Связанное с менопаузой перераспределение жира увеличивает риск инсулинорезистентности и далее НАЖБП.
Андрогены, напротив, проявляли различные эффекты в зависимости от пола.
Основными циркулирующими андрогенами являются:
- дегидроэпиандростерон (ДГЭА);
- тестостерон;
- и — дигидротестостерон (ДГТ).
Но только два последних могут связываться с андрогенными рецепторами.
Тестостерон играет важную роль в липидном и белковом обмене, оказывает существенное влияние на состав тела, уменьшая жировую прослойку и увеличивая скелетные мышцы у мужчин.
Нормальный уровень андрогенов предотвращает накопление жира в печени у мужчин, в то время как их дефицит вызывает стеатоз печени.
У женщин с СПКЯ более высокие уровни андрогенов могут увеличивать риск НАЖБП — патофизиологический механизм многофакторный и включает в себя в т. ч. развитие инсулинорезистентности, снижение уровня ГСПГ (глобулина, связывающего половые гормоны).
Изменение образа жизни — наиболее эффективный метод лечения женщин с СПКЯ из-за улучшения чувствительности клеток к инсулину.
Лечение
Хотя метформин широко применялся у женщин с СПКЯ, но он показал ограниченную эффективность в лечении НАЖБП, в отличие от лираглутида, который позволял уменьшить массу тела, снижал распространённость НАЖБП и уменьшал висцеральную («внутреннюю») жировую ткань.
Мужской гипогонадизмом — это клинический синдром, характеризующийся недостаточной функцией половых желёз, что приводит к снижению выработки тестостерона.
Ожирение является одним из наиболее важных факторов риска т. ч. вторичного гипогонадизма, при котором ухудшается фертильность, половая функция, минерализация костей и жировой обмен, снижается мышечная масса.
Низкий уровень тестостерона вызывает накопление жира в печени, способствует развитию инсулинорезистентности.
Заместительная терапия тестостероном у мужчин с гипогонадизмом и метаболическим синдромом уменьшала стеатоз печени, увеличивала чувствительность клеток к инсулину.
ГСПГ-гликопротеин, вырабатываемый печенью. Поэтому при стеатозе печени и/или инсулинорезистентности его выработка снижается.
Следовательно, ГСПГ может служить биомаркером НАЖБП.
Автор статьи врач-уролог медицинской клиники «Центр Здоровья» — Гришков А.Е.